История развития
дорожного образования
Лента времени
Историческая сводка


Развитие дорожного образования
Дореволюционный период
История развития дорожного образования была тесно сопряжена с техническим прогрессом, решением государственных задач и, конечно, практической необходимостью в квалифицированных кадрах для решения насущных вопросов в сфере транспорта.
Первые технические школы возникли в России при Петре I, однако только незначительное число их выпускников было занято в дорожных службах.

Перелом произошёл одновременно со значительными изменениями в дорожном деле. В начале XIX века принц Георг Ольденбургский, главный директор ведомства путей сообщения, выступил инициатором создания Корпуса инженеров путей сообщения.
Принцу Георгу Ольденбургскому было решено придать военную организацию, чтобы его офицеры могли быть полезны не только в мирное, но и военное время. Также это было необходимо для повышения престижа инженерной службы, преимущественно в глазах дворянства.

На службу в корпус переводили армейских офицеров и даже гражданских служащих, имевших необходимые знания. Изначально штат корпуса насчитывал 129 человек.


Одновременно, в 1809 году, создается Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В него принимались молодые люди в возрасте от 15 до 22 лет крепкого телосложения, умевшие говорить и читать по-русски и по-французски.


Окончившие это учебное заведение получали звание инженера третьего класса (поручиков).

Ощущалась нехватка преподавателей, и за помощью обратились в знаменитую парижскую Школу дорог и мостов. Вскоре из Франции прибыли четыре специалиста: майоры Фабр и Базен, капитаны Потье и Дестрем. Позднее они получили генеральские чины и оказали большое влияние на подготовку инженерных кадров в России.
В 1820 открыли Военно-строительное училище
В нем стали готовить средний технический персонал. Оно было рассчитано на 100 мест, на учёбу принимали молодых людей 16-19 лет, причём единственным требованием для поступающих было умение читать и писать по-русски. Тогда же начали принимать на учёбу только детей потомственных дворян не старше 13 лет.
Существовали и высшие строительные учебные заведения, в которых готовили специалистов по дорожному делу. Это Санкт-Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения императора Александра I и Училище гражданских инженеров, они были основаны еще в первой половине XIX века. Несмотря на это, в дорожной сфере наблюдался дефицит грамотных специалистов.
С начала XX века в губернских земствах стали открываться школы десятников, первая из них — в 1901 году в Саратове. Уровень подготовки выпускников обеспечивал выполнение функций мастера.

Всего в начале прошлого века на содержании и ремонте
12,5 тыс. вёрст дорог работало:
  • 289

    мастеров
  • 115

    техников и кондукторов
В 1910 году на каждого техника приходилось в среднем 109 вёрст шоссейных дорог,
на мастера – 43 версты.
Что касается высококвалифицированных специалистов
Инженеры работали в Управлении водных путей и шоссейных дорог, в дорожных округах, занимались изысканиями и проектированием, руководили строительством дорог, преподавали в высших и средних технологических учебных заведениях
В начале века в дорожном хозяйстве трудилось порядка 100 инженеров. Значительную роль в развитии дорожного дела играли и специалисты из смежных отраслей: инженеры-строители, инженеры путей сообщения, инженеры-мелиораторы, почвоведы. Они тоже занимались расчетом, конструированием, проектированием и строительством дорог.
Неотъемлемой частью образования и прогресса в дорожной сфере были научные исследования.
Например, в то время очень активно исследовали процесс оттаивания грунта в весенний период и образование пучин, которые были одной из главных причин разрушения дорог.
Интересный факт

Рассчитывая конструкцию дорожной одежды, наблюдали за давлением на неё колёс экипажа, а также учитывали результаты исследований по сопротивлению материалов и действию вертикальной и горизонтальной нагрузок.

Помимо этого, следили за истираемостью материалов при действии сил трения от проезжающих повозок. Итогом проведенных исследований стали практические таблицы, в которых отразили зависимость разрушительного действия колёс различных повозок и сопротивляемости каменных пород щебня, а также таблицы, где были приведены предельные и проектные толщины песчаного и щебеночного слоя для разного размера щебня, ширины шин и нагрузки на колесо.

Подобные исследования стали первым шагом научного подхода в дорожном хозяйстве
Технологический прорыв наблюдался не только в строительстве дорог, но и в мостостроении.
Особо внимания заслуживали объекты в Сибири, Средней Азии и на Севере, что было обусловлено сложными климатическими и гидрогеологическими условиями, наличием вечномерзлых и деградирующих грунтов.

Учёные Института инженеров путей сообщения в лабораториях и на полигонах испытывали новые сорта цемента, металлического проката, конструкции. Вместе с тем велись разработки эффективных способов защиты сооружений от влияния оползней, горных обвалов, вечной мерзлоты, неустойчивых песков.

Развитие дорожного образования
Зарождение Московского института инженеров транспорта
Знаменательным событием для всего транспортного образования стало появление специального высшего учебного заведения — Императорского Московского инженерного училища. К этому подтолкнули высокий темп развития железнодорожной сети России во второй половине XIX века и острая необходимость в квалифицированных инженерных кадрах.

В качестве городов-претендентов на открытие вуза рассматривали Киев, Казань, Воронеж, Екатеринослав, Орел, Саратов, Москву. Благодаря деятельности главного идеолога создания нового вуза, выдающегося ученого и государственного деятеля, занимавшего пост товарища (заместителя) министра путей сообщения, Н. П. Петрова, выбор был сделан в пользу Москвы.
«Высочайше утвержденное Положение о Московском Инженерном Училище ведомства путей сообщения» датируется 4 июня (23 мая) 1896 года. Уже на следующий день появилось «Высочайшее повеление» о присвоении училищу наименования «Императорское» (ИМИУ), что свидетельствовало о важной роли нового учебного заведения. Предполагалось, что продолжительность учебного курса составит три года, затем последует двухгодичная практика на строительстве или эксплуатации путей сообщения.
Торжественное открытие ИМИУ состоялось 26 сентября 1896 года.
Его главной задачей стала подготовка инженеров путей сообщения для строительства и эксплуатации железных дорог, сухопутных и водных коммуникаций.

ИМИУ был создан как общетранспортное высшее учебное заведение.
Интересный факт

Первоначально ИМИУ находилось в арендованном здании в центре Москвы
на Тверской улице, где размещались классы для занятий, службы училища и общежитие для студентов.

Впоследствии это здание было продано владелицей известному петербургскому предпринимателю
Г. Г. Елисееву, в котором он устроил знаменитый на всю Россию Елисеевский магазин.
Согласно Положению от 23 (4 июня) 1896 года, в ИМИУ преподавались следующие предметы:
  • Высшая математика
  • Начертательная геометрия
  • Топография и геодезия
  • Теоретическая, строительная и прикладная механика
  • Физика
  • Химия
  • Физическая геология с петрографией
  • Гражданская архитектура
  • Строительное искусство, в том числе общие начала с технологией строительных материалов
  • Сухопутные сообщения (шоссейные и грунтовые дороги, мосты, постройка и эксплуатация железных дорог)
  • Гидротехнические сооружения (водяные сообщения, портовые сооружения, осушение, орошение, водопроводы и водостоки)
  • Законоведение
  • Черчение и рисование
  • Начала счетоводства
  • Составление смет и техническая отчетность
  • Французский, немецкий, английский языки, из которых изучение одного было обязательным
В 1913 году ИМИУ было преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС). Он стал готовить инженеров путей сообщения «с правом на производство строительных работ и составление проектов всяких зданий и сооружений» по пятилетней программе и «содействовать развитию наук, относящихся к инженерно-строительному делу». В марте 1916 года состоялись защиты первых дипломных проектов.
С сентября 1919 года в МИИПС открылся рабочий факультет, что способствовало ускоренному пополнению рядов квалифицированных транспортников. В 1924 году вуз был преобразован в Московский институт инженеров транспорта, тогда и появилась аббревиатура МИИТ.

А на следующий год на его базе был создан Научно-исследовательский институт, который возглавил профессор Ф. Е. Максименко.
В 1929 году в МИИТ было шесть факультетов
Строительный, эксплуатационный, тяговый, электротехнический, водный и автодорожный.
Развитие дорожного образования
20‒30-е годы: развитие дорожного образования